Уважаемые родители будущих первоклассников!

В понедельник 24 марта  приглашаем вас на  День открытых дверей в 18.00 (актовый зал). На встрече с администрацией и педагогами школы вы узнаете  о правилах приема в 1 класс в 2025 году, оформите ребенку карту ЕКУ, а специалисты сопровождения дадут советы по развитию ребенка. Просим принести с собой  блокнот, ручку, паспорт (проход через КПП, оформление карты ЕКУ).

ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ:

 

  • Стремление получить сильные впечатления;
  • Заболевания ребенка;
  • Повышенная возбудимость, неумение контролировать себя;
  • Неблагополучная ситуация в семье;
  • Стремление к самостоятельности и независимости;
  • Недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями;
  • Отставание в учебе;
  • Пренебрежение со стороны сверстников;
  • Непонимание взрослыми трудностей детей;
  • Недостаточная уверенность ребенка в себе;
  • Отрицательная оценка взрослыми способностей детей;
  • Стрессовые жизненные ситуации;
  • Снижение культуры интеллектуального уровня;
  • Масса свободного времени;
  • Напряженная социально – экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей);
  • Примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые из СМИ;
  • Чрезмерная занятость родителей;
  • Конфликты с родителями;
  • Обилие запретов со стороны родителей (педагогов);
  • Постоянные нарекания, брань в семье;
  • Слабость интеллектуальной сферы ребенка;
  • Низкий уровень эмоционально – волевого контроля у детей;
  • Одиночество, непонимание другими;
  • Излишний контроль, авторитарность родителей (педагогов);
  • Неспособность детей сопротивляться вредным влияниям;
  • Неравномерность психофизического и полового созревания;
  • Отсутствие навыков социального поведения;
  • Желание обратить на себя внимание;
  • Неполные семьи;
  • Экономическая нестабильность;
  • Влияние улицы.

• Я невинная жертва, и другие побуждают делать меня то, что я делаю

• Если другие дадут мне то, что мне нужно, то я буду в полном порядке

• Я имею право на то, что я хочу, и могу и могу использовать все, чего бы я ни захотел

• Я имею право брать то, в чем мне отказывают, и наказывать тех, кто отказывает мне в том, чего я хочу

• Я выше закона и могу делать все, ради достижения своих целей, мое дурное поведение не является серьезным или же преднамеренным

• Никто не имеет права говорить мне что делать, или заставлять меня делать это

• Я лучше всех и понимаю все

• Заработать что – либо не так хорошо, как получить это, не работая. Необходимость трудиться – это нарушение «особенности» и потеря власти

• Чем с большей добычей ты в состоянии удрать – тем ты значительнее

 

СТРАТЕГИИ ПОДРОСТКОВ – ДЕВИАНТОВ:

Самовозвеличивание – испытание своей личной «особенности», демонстрация исключительности или же особой ценности своей персоны, конкурентноспособность, принижение других, борьба за власть, терроризирование остальных и контроль над ними.

Манипулирование добровольной заботой – ты должен это мне; докажи, что ты любишь меня; я буду хорошим, если ты…; пусть другие сделают это; помоги мне беззащитному несчастному ребенку.

Уход от ответственности и ее отрицание – ты заставил меня сделать это; это их вина; ты не имеешь права говорить мне что делать; пассивное неповиновение; жульничество, разрушение, оставляющее после себя хаос.

Мщение - провакационное поведение, преднамеренное травмирование, подрывное трусливое неповиновение; банда против всего мира; разговоры вроде таких: «Я взорву…».

Жалобы вместо преодоления проблем – они придираются ко мне, они заставили меня сделать это.

 

МОТИВАЦИОННЫЕ ЦЕЛИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ:

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ – подростки придумывают любые выходки, суть которых – демонстративность. Разливают активную и пассивную форму привлечения внимания. Потребность обусловлена недостатком получаемого внимания. Неадекватные дерзкие выходки обусловлены тем, что других социально приемлемых способов привлечения внимания у них нет, они им неведомы. Сильная сторона этой мотивационной цели – жизненность, они изо всех сил показывают, что им необходимо внимание. Чем больше внимания дети получают на свои демонстративные способы, тем больше укореняется этот поведенческий паттерн.

ВЛАСТЬ - проявляется в активной и пассивной формах. Активную форму составляют крик, визг, нежелание слушать, хамство. В пассивной форме улыбаются, говорят что нужно, а делают, что хотят. Постоянно прибегают к различным оправданиям, легко врут.

МЕСТЬ – присуща злобным детям. Она может быть следствием властолюбия, на которое была применена сила. В ответ следуют активные формы проявления мстительности: удары, жестокость. Проявление мстительности может носить непрямой характер (портят мебель, рвут книги, могут украсть кошелек, порвать чужую одежду и пр.). Побудительной силой выступает ненависть к обидчику. Такие дети легко находят слабые места противника.

ИЗБЕГАНИЕ НЕУДАЧИ – проявляется в пассивной форме, лишь изредка возможен взрыв отчаяния. Конкретными способами избегания неудачи становятся откладывание на потом, недоведение до конца, временная утрата работоспособности, ложь во спасение, поиск и перебор других видов деятельности, выученная беспомощность, несамостоятельность и зависимость.

 

ГРУППЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

Асоциальное поведениеэто поведение, уклоняющееся от выполнения морально – нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений.

Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени.

Подростки - уход из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити

(настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки).

Дети – побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (порошайничество).

 

Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.

Формы саморазрушительного поведения: суицид, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (вовлеченность в деструктивно – религииозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).

Подростки: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерная зависимость, пищевые аддикции, реже – суицидальное поведение.

Дети: курение, токсикомания.

 

МЕДИЦИНСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

F 10 -19 - психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ (алкоголя, опиоидов, каннабиноидов, седативных и снотворных веществ; кокаина, стимуляторов, включая кофеин; галлюциногенов; табака, летучих растворителей, сочетанного употребления или использования других психоактивных веществ);

F 50 – 59 – поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами (расстройства приема пищи, расстройства сна неорганической природы; половая дисфункция, не обусловленная органическим расстройством или заболеванием; психические и поведенческие расстройства, связанные с послеродовым периодом; злоупотребление веществами, не вызывающими зависимость, например стероиды, витамины);

F 63 – расстройства привычек и влечений (патологическая склонность к азартным играм; патологические поджоги – пиромания; патологическое воровство – клептомания; выдергивание волос – трихотиломания; другие расстройства привычек и влечений);

F 65 – расстройства сексуального предпочтения (фетишизм – обувь, перчатки, чулки, нижнее белье; фетишистский трансвестизм; эксгибиционизм – демонстрация своих гениталий; вуайеризм – тенденция подсматривать сексуальное или интимное поведение других людей; педофилия – сексуальным объектом являются дети до 13 лет; садомазохизм; множественные расстройства сексуального предпочтения; телефонная скатология; фроттеризм – в транспорте; содомия – сексуальное поведение с животными и др.

 

РАССТРОЙСТВА СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Преобладают лица мужского пола (4:1 в случаях краж и 8:1 в случаях применения насилия).

Генетическая предрасположенность к повышенной ранимости действиями социальных стрессоров. Важным фактором является невысокий интеллект ребенка.

Предрасполагающие средовые факторы:

  • низкая материальная обеспеченность и большой размер семьи,
  • конфликтная обстановка в ней (неполная семья, супружеские ссоры, избиения, развод),
  • частая смена опекающих лиц, воспитание отчимом, мачехой или в детских интернатах,
  • воспитание одинокой работающей матерью при отсутствии других опекающих лиц,
  • педагогическая запущенность, игнорирование элементов отклоняющегося поведения, чередующиеся с эпизодами излишне жестоких наказаний,
  • непоследовательность тактики воспитания,
  • отсутствие взаимной поддержки в семье,
  • наличие уличной субкультуры антисоциального поведения.

 

Духовный и профессиональный рост, интерес к образованию и культуре в ценностной иерархии таких семей находятся далеко не на первом месте.

Типичен низкий уровень успеваемости, отчасти связанный с расстройствами школьных навыков. Частым осложняющим фактором является раннее употребление табака, алкоголя и психоактивных веществ.

Характерна ранняя неспособность к установлению устойчивых взаимоотношений со сверстниками. Им свойственна низкая самооценка, которую они пытаются компенсировать ролью «крутого парня». Низкий уровень навыков общения вынуждает их к эпизодам открытой и агрессивной сексуальной расторможенности.

 

КРИТЕРИИ РАССТРОЙСТВА:

  • Необычные для возраста развития ребенка частые и тяжелые изъявления гнева, ярости;
  • Частые споры со взрослыми;
  • Частое активное отвергание пожеланий и предписаний взрослых;
  • Частое, очевидно преднамеренное стремление рассердить окружающих;
  • Частое возложение ответственности на других за свои ошибки и неправильное поведение;
  • Часто чувствует, что окружающие ему досаждают;
  • Часто недоволен, рассержен;
  • Часто испытывает ненависть, желание отомстить;
  • Частая ложь или невыполнение обещаний для получения материальной выгоды, привилегий или освобождения от ответственности;
  • Часто затевает драки (не относятся драки, с сестрами и братьями);
  • Использование холодного, огнестрельного оружия и потенциально опасных предметов (клюшка, кирпич, разбитая бутылка, нож);
  • Часто вопреки запретам родителей находится вне дома в темное время суток (с 13 лет);
  • Физическая жестокость к окружающим (связать, нанести порез, ожог);
  • Жестокое обращение с животными;
  • Умышленное разрушительное обращение с чужой собственностью (за исключением поджогов);
  • Умышленный поджог с риском или намерением причинить серьезный вред;
  • Кража ценностей, подлог без конфронтации с жертвой, дома или вне его (в магазине, квартирная кража, подделка подписи);
  • Частые прогулы в школе, начиная с 13 летнего возраста;
  • Побег из дома по меньшей мере дважды или один раз, но дольше, чем на одну ночь, за исключением попыток избежать таким образом жестокого обращения взрослых;
  • Любое преступное действие, сопряженное с прямым нападением на окружающих (включая вымогательство, вырывание из рук сумочки на улице, выхватывание кошельков);
  • Принуждение к сексуальному контакту, к половой деятельности
  • Частое издевательство над другими (умышленное запугивание, причинение боли и т.д.);
  • Взлом помещений, автомобилей, проникновение в чужие дома

 

КЛАССИФИКАЦИЯ СЕМЕЙ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА, ВЛИЯНИЯ НА ДЕТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ НАРУШЕНИЯ ИМИ НОРМ И ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ

  • воспитательно сильная;
  • воспитательно устойчивая;
  • воспитательно слабая с утратой контактов с детьми и контроля над ними;
  • воспитательно слабая с постоянной конфликтной атмосферой;
  • маргинальная с алкогольной, сексуальной деморализацией;
  • правонарушительная; преступная; психически отягощенная.

 

Отрицательное влияние семьи:

- безнадзорность,

- попустительство со стороны родителей,

- ослабление социального контроля,

- дефицит общения,

- неодобрение родителями друзей.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Ведущий мотив подростка: «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться».

По мнению австрийского психиатра и психолога В.Франкла, проблемы поведения связаны с проявлениями бездуховности. Мотивационной силой в людях является стремление к смыслу. Людям требуется обнаруживать смысл, то, ради чего стоило бы жить. Найти смысл можно способами: 1) что – то делать, давать жизни (ценности творчества); 2) что – то брать от жизни (ценности переживания); 3) занимать определенную позицию по отношению к судьбе, которую нельзя изменить, например при смертельном заболевании (ценности отношения). Кроме того 4) переживания, имевшие место в прошлом и, 5) религия

По мнению К.Роджерса, у аномальной личности процесс самоактуализации заблокирован и коренится в системе условных ценностей. Они приводят к тому, что человек относится положительно к себе и другим людям только в случае их соответствия каким – то условным идеалам. При безусловном положительном отношении человек рассматривается как высшая ценность и заслуживает принятия без каких – либо условий.

Проблемное поведение вызывает нереалистичные, скаженные представления о себе, противоречивый опыт, внутренний конфликт между потребностью в самореализации и зависимостью от оценок извне. Т.о. для нормального развития человек должен иметь опыт самовыражения.

Согласно А.Маслоу, человек действует в соответствии с врожденными потребностями, которые реализуются под влиянием социальных условий. Потребности образуют иерархию – от низших к высшим:

- Физиологические потребности;

- Потребности в безопасности;

- Потребности в любви и привязанности;

- Потребности в признании и оценке;

- Потребности в самоактуализации

реализации потенций, способностей и талантов человека.

Одной из причин отклоняющегося поведения может выступать блокировка процесса самоактуализации, препятствия на пути к удовлетворению базовых потребностей. Если в силу разных причин нормальная самоактуализация через любовь, творчество, духовность невозможна, она может быть подменена самовыражением через девиантное поведение.

Э.Фром, делает акцент на высших проявлениях человеческой личности, таких, как ее духовное бытие и самоактуализация. Духовное бытие связано с самоопределением в человеческих ценностях, проявляется в высших чувствах, таких, как: свобода и ответственность, долг, сострадание, уважение, интерес, любовь, надежда, радость творчества. В случае девиантности мы наблюдаем поведение, которое можно рассматривать как следствие экзистенциальных проблем личности и нарушений ее духовного развития.

В рамках системного консультирования и семейной психотерапии личность рассматривается как элемент какой либо системы. На поведение человека влияет его семья, поскольку он включен в семейную систему. К системным семейным характеристикам относят: иерархию, границы, подсистему, правила, стили коммуникации и т.д. Семейная система должна быстро и гибко адаптироваться к внутренним и внешним изменениям. Семьи могут быть гармоничными и дисфункциональными, по возможности справляться со стрессорами и обеспечивать условия для личностного роста каждого из своих членов. Отклоняющееся поведение – симптом семейного неблагополучия, который служит удержанию и сохранению привычного равновесия.

 

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ:

Система общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико – санитарном, педагогическом, социально – психологическом.

Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность.

ВОЗ выделяет первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Может широко проводиться среди подростков.

Задача вторичной профилактикираннее выявление и реабилитация нервно – психических нарушений и работа с «группой риска», например подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время.

Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно – психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.

 

ФОРМЫ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

1. Организация социальной среды –

  •  специальные программы,
  •  выступления молодежных кумиров,
  •  специально подобранные кинофильмы,
  •  работа с молодежной субкультурой в форме движения «Молодежь против наркотиков»,
  •  подготовка подростков – лидеров для организации работы на улицах.

2. Информирование -

  •  лекции,
  •  беседы,
  •  распространение специальной литературы или видео – и теле фильмов, дифференциация информации по полу, возрасту без запугивания и подробностей.

3. Активное социальное обучение социально – важным навыкам -

  •  тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию (рекламы, родителей, сверстников, взрослых и т.д.),
  •  тренинг эмоционально – ценностного обучения,
  •  тренинг формирования жизненных навыков (общение, разрешение конфликтов конструктивными способами, целеполагание, самоконтроль, уверенного поведения и т.д.)

Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению -

  •  познание,
  •  путешествие,
  •  испытание себя (походы в горы, спорт с риском),
  •  значимое общение,
  •  любовь,
  •  творчество,
  •  деятельность (профессиональная, религиозно – духовная, благотворительная).

В семье –

  •  раннее воспитание устойчивых интересов,
  •  развитие способности любить и быть любимым,
  •  формирование умения себя занять и трудиться.

4. Организация здорового образа жизни - представления о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миров и своим организмом.

5. Активизация личностных ресурсов –

  •  активные занятия подростков спортом,
  •  творческое самовыражение,
  •  участие в тренингах и группах общения,
  •  личностного роста, арттерапии и т.д.

6. Минимизация негативных последствий девиантного поведения